Модель психолого-педагогического сопровождения категории обучающихся “группа риска”

Модель психолого-педагогического сопровождения категории обучающихся  «группа риска»
   В современном обществе, с его непростым устройством и постоянно растущим темпом жизни учащиеся, которые относятся к категории «группа риска» самое обычное явление.
 Ритм современной жизни, вечно занятые родители, изменения школьной программы и требований, изменение социального статуса ребенка и его окружения – вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному ребенку. Дети более остро воспринимают окружающий мир, и как следствие они оказываются более незащищенными.
   Этот мир воспринимается как враждебный и в процессе становления характера закрепляются те черты, которые приводят к заниженной самооценке, высокому уровню тревожности и агрессивности.
Такой человек не способен ни на какие серьезные достижения, и как следствие становится социально дезадаптивен.
   Особенно уязвимы подростки, т.к. подростковый возраст является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки.
 На сегодняшний день проблема успешной социализации подростков, имеющих трудности в обучении и поведении, попавших в сложную житейскую ситуацию становится самой главной.
    В категорию «группа риска» можно отнести учащихся с такими особенностями:
    1.Дети с эмоциональными нарушениями – гипертрофированные страхи, агрессия, тревожность, депрессивные настроения, раздражительность, повышенный уровень эмоционального реагирования, реакция эмоциональной блокады, общее обеднение чувств.
   2.Дети с нарушениями в познавательной сфере – снижен интерес к обучению, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность, и как следствие трудности в обучении.
 3.Учащиеся с поведенческими нарушениями – трудности общения, отстраненность от других людей, усиление вредных привычек, развитие дезадаптации, отсутствие позитивной проекции на будущее.
   Таким образом, необходимость оказания психокоррекционной помощи и поддержки эти детям является одной из значимых задач.
   Для решения этой задачи была разработана модель психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Цель этой работы заключается в следующем:
1.Восстановить чувство доверия к себе, другим, к миру.
2.Создать новую модель жизнедеятельности.
3.Восстановить ощущение ценности собственной личности.
4.Развивать социальную компетентность.
5.Научить предупреждать эмоциональные нарушения.
6.Сформировать собственный опыт осознания поведенческих реакций.
   Реализация этой модели происходит через систему совместной работы всех предстваителей воспитательной службы школы.
 Система работы психологической службы заключается в проведении индивидуальных психокорректирующих консультациях для учащихся подросткового возраста и в проведении групповых занятий для учащихся младшего школьного возраста.
 Профилактическая работа по предупреждению дезадаптивного поведения проводится совместно с классными руководителями через систему родительских собраний и классных часов, направленных на повышение уровня психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
   Наиболее эффективны методы социализации дезадаптивных подростков через привлечение их в работу детской организации «Импульс».
   Таким образом, система работы, направленная на формирование у учащихся категории «группа риска» социально адаптированных качеств личности помогает учащимся найти свое место в жизни.