Особенности формирования классных коллективов

Особенности формирования классных коллективов
 
      Любое воспитательное воздействие должно обеспечивать становление личности,  которая успешна в профессиональной и семейной сферах, живет в согласии с другими людьми и с самим собой.
Государство и общество испытывает потребность в руководителях,   у которых сформированы такие способности как:
1.      Способность управлять собой.
2.      Разумные и четкие личные цели.
3.      Упор на постоянный личностный рост.
4.      Навык решать проблемы.
5.      Изобретательность и способность к инновациям.
6.      Высокая способность влиять на окружающих.
Одна из задач лицейского образования это формирование и воспитание у учащихся способностей современного руководителя.
Идеальными условиями для формирования этих способностей  являются условия, при которых реализуются основные потребности любого человека.
По теории А. Маслоу все потребности укладываются в пирамиду с определенной иерархической последовательностью.
1.       Выживание или биологические потребности (основание пирамиды)
2.       Безопасность и уверенность в будущем
3.       Потребность в признании и уважении (социальные потребности)
4.       Адекватная самооценка
5.       Возможность самореализации
Один из показателей безопасности пребывания подростка в какой-либо группе является показатель привлекательности группы. Этот показатель имеет три уровня: высокий средний и низкий.
Высокий уровень предполагает: группа эффективно реализует положительные социальные потребности, положительная оценка коллектива личностных качеств каждого подростка ( что помогает формировать адекватную самооценку), группа имеет высокий импульс для энергичного движения вперед, для умножения делового и духовного богатства ученического объединения.
Средний уровень: фиксирует «прожиточный минимум» положительных социальных потребностей, имеет средний импульс для своего духовного и делового развития.
Низкий уровень предполагает: сложившаяся общность пока еще «негостеприимная среда» для подростка.
Еще одним из идеальных условий формирования основных личностных образований является выбор стратегии поведения в конфликте.
Школа – это социальный институт, в котором учатся и работают люди с разными нормами, взглядами, темпераментом и характером. Каждый член ученического коллектива – это личность со своими интересами и для того, чтобы принять точку зрения другого человека (а не рассматривать конфликтную ситуацию «со своей колокольни») нужны определенные навыки общения.
Существуют 5 основных стратегий поведения в конфликте:
1.       Сотрудничество.
2.       Компромисс.
3.       Соперничество.
4.       Приспособление.
5.       Избегание.
        Условия эффективного формирования коллектива:
1. Все члены группы четко представляют себе цели общей работы.
2. Умения каждого ученика должны быть известны другим, функции целесообразно распределены.
3.Хорошо развиты самодисциплина, самоуправление, самоорганизация, которая позволяет эффективно использовать время и потенциальные возможности.
4. Группа поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения.
5.Открытость отношений в группе для преодоления различных трудностей на пути эффективной работы.
6. Достаточно возможностей и соответствующих условий для того, чтобы собраться и обсудить все вопросы.
Для каждого классного руководителя общение с учениками должно быть психологически комфортным. Оно может быть организовано с учетом таких показателей:
1.       Четкость организации контакта с классом (тематическое планирование и выполнение намеченных мероприятий воспитательной работы)
2.       Введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми. («Стать родной матерью..»)
3.       Обеспечение позитивного внешнего коммуникативного вида (опрятность, собранность, доброжелательность..)
4.       Умение транслировать на класс собственное расположение к детям с помощью вербальных и невербальных средств ( мимика, контакт глазами, жесты…)
5.       Постановка ярких привлекательных целей деятельности, демонстрация путей их достижения.
6.       Понимание внутреннего настроя учеников, демонстрация им этого понимания.