Проблемы формирования психологического микроклимата в новом классном коллективе

Проблемы формирования психологического микроклимата в новом классном коллективе
 
    Ученический коллектив это детское сообщество, которое обеспечивает социально-психологическую поддержку личности, с одной стороны, и способно культивировать в индивиде качества социального субъекта – с другой стороны.
   Диагностическая информация о качестве межличностных отношений в детском коллективе является надежным способом экспертизы реального уровня личностного развития, достигнутого конкретным коллективом при поддержке классного руководителя.
 В состав качеств личности, необходимых для формирования благополучного эмоционально-психологического микроклимата входят коммуникативные и организаторские способности, которые являются инструментом социального взаимодействия. Эти качества формируются с детского возраста под влиянием обстоятельств и тех детских коллективов, в которые попадает ребенок.
 1.Коммуникативные способности – это комплекс качеств, которые помогают человеку устанавливать успешные взаимоотношения с другими. Они включают в себя умение видеть и понимать состояние партнера, выбирать оптимальную дистанцию общения, вызывать расположение и т.д. Кроме того, оно включает в себя и потребность в интенсивном диалоге и расширении сферы общения.
 2. Организаторские способности – это качества, позволяющие успешно осуществить организаторскую деятельность не только применительно к другим для решения общегрупповых задач, но и непосредственно к себе.
 Эмоционально-психологический климат – общественное чувство группы, система ее коллективных переживаний жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоционально-психологический климат отражает на эмоциональном уровне характер межличностных отношений.
 Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе складывается из следующих параметров:
-гуманистическое отношение друг к другу;
– чувство удовлетворенности группой;
– эмоциональная включенность – сопереживания коллективным событиям;
-устойчивый положительный настрой;
– свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.
   Эмоционально-психологический климат выполняет в жизни коллектива две важные функции:
   1.Определяет самочувствие личности в коллективе.
   2.Стимулирует продуктивность совместной работы.
   Хорошее психологическое самочувствие подростков – большая ценность коллектива, один из показателей его высшего развития, т.к. эмоциональное благополучие – это определяющее условие для гармоничного развития личности. Только личность, испытывающая в данной группе психологический комфорт примет и разделит групповые ценности и нормы, станет лично причастной к групповому самосознанию.
   Коллективные эмоции имеют большую побудительную силу. Они тонизируют активность членов коллектива, сплачивают и объединяют их в едином коллективном переживании, или оказывают давление по типу «психического заражения», определяют стиль группового поведения.
   Любой ученический коллектив – система не только социально необходимая, но и принудительная, т.е. подросток не волен выбирать «доставшийся» ему коллектив. Поэтому работа классного руководителя в большей степени направлена на формирование группового согласия и гармонизацию отношений личности и коллектива с целью повышения такого показателя как привлекательность группы.
   Это еще один из показателей качества межличностных отношений. Он является ценностным показателем удовлетворенности своим пребыванием в данном коллективе. Привлекательной считается группа, в которой наиболее полно удовлетворяются социальные потребности подростка.
   Для углубленного педагогического анализа определяется уровень привлекательности отдельных сторон жизнедеятельности коллектива, а именно:
1.       Эмоциональные условия в коллективе.
2.       Деловой настрой ( отношение к учебе).
3.       Педагогический фактор ( отношение к классному руководителю).
4.       Чувство «МЫ» (оценка групповой сплоченности классного коллектива)
5.       Общая оценка привлекательности коллектива.
Уже сама процедура диагностики имеет сильное воспитательное значение, т.к. методика ставит ученика в позицию личности, имеющей право оценить общество, сделать выбор, осмыслить свои социальные потребности и заявить о них.
   Показатели высокого уровня привлекательности группы говорят о том, что она эффективно реализует положительные социальные потребности.
   Показатель среднего уровня фиксирует «прожиточный минимум», т.е. это и положительная оценка коллектива, и вместе с тем мотив для развития отношений внутри коллектива.
 Показатель низкого уровня – «знак беды»,  т.е. ученическая среда очень негостеприимна для подростка.   Этот факт требует срочного вмешательства со стороны классного руководителя.
 Полученные результаты обязательны для гласного и проблемного обсуждения. Это побуждает учащихся к активному социальному анализу, привлекает их внимание к «проблемным» показателям, заставляет быть соучастником коллективного взаимодействия.
 Кроме того, ответы, которые выбирают учащиеся, служат информацией о каждом из них, и восприятии своего места в классном коллективе.