Психологическая готовность к школе будущих первоклассников

Психологическая готовность
к школе будущих первоклассников
 
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок – будущий первоклассник. Его успехи в учёбе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую – от вас и учителя школы. Поэтому зададимся прежде всего вопросом: «Какие умения, навыки и качества пригодятся ребёнку в школе, помогут добиться успехов?»
Именно психологическая готовность к обучению в школе станет тем подспорьем, которое ребёнок может использовать при встрече со школьными трудностями. Что же это за трудности?
Нежелание учиться
Вам важно понять, хочет ли ребёнок учиться? Для ответа достаточно предложить вашему сыну или дочери выбрать из трёх дел то, которое ему больше хочется выполнить: поиграть, помочь по дому или позаниматься с книжкой. Учтите, что для подобного выбора надо найти подходящий момент, когда ваш ребёнок ничем не занят и никуда не торопится. Пусть он будет уверен, что любой выбор разрешён и не лишит его вашего родительского внимания.
Если нет желания и интереса к учению (познавательной деятельности), то умение читать, считать, любые другие достоинства вашего ребёнка не сделают для него школьные события радостными и эмоционально приятными. Это от вас, родители, прежде всего зависит, с каким настроением придёт ребёнок в школу: с радостным ожиданием новых открытий или с желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т.д.
Неорганизованность
Систематические занятия в школе предъявляют высокие требования к самоорганизации ребёнка: нужно не пропустить «мимо ушей» домашнее задание, быстро уметь включиться в дело после перемены, не забыть захватить из дома всё необходимое для уроков и т.д. Иногда не надо проводить специального теста на организованность, достаточно вспомнить, как ваш малыш справляется с регулярными домашними обязанностями, всегда ли может найти среди своих вещей нужную в данный момент. Известно, что в ящике, на полке, в комнате может быть «беспорядок» с точки зрения мамы, в котором ребёнок прекрасно ориентируется. Если ребёнок неорганизован, советуем поиграть, например, в игру «Семь нужных вещей».
Водящий придумывает задание, куда отправить игрока(«на прогулку в дождь», «в лес за грибами», «в студию рисования», «в школу на урок математики», «на Северный полюс» и т.д.), а задача игрока – собрать в дорогу 7-10 нужных вещей. Например, для студии рисования он должен взять бумагу, карандаш, краски, кисти, ластик и т.д. Потом игроки меняются ролями.
Помните! Ребёнка нельзя научить самоорганизации, если не доверять ему самостоятельное выполнение какой-либо работы. Он должен чувствовать ответственность за какое-то пусть маленькое, но собственное дело.
 
 
 
Завышенная или заниженная самооценка
Если самооценка ребёнка занижена, то он считает себя хуже других, неумехой, плохим другом, глупым и так далее. Поэтому ребёнок неохотно берётся за дело, рассуждая, что «всё равно не получится».
Родители, поддержите своего малыша! Помогите ему поверить в его силы, поощряйте и хвалите его даже за малозаметные достижения, за старание и приложенные усилия, и главное – пусть ребёнок почувствует, что вы его безусловно любите, несмотря на неудачи. Он поверит в свои силы, только если вы в него верите и принимаете.
Бывает, что самооценка у ребёнка завышена: он уверен в своём совершенстве, он лучше всех, умнее всех. В этом случае опасность заключается в том, что, потерпев в каком-то деле неудачу, ребёнок перестаёт верить в свои силы. Объясните ему, что всякий человек имеет право на ошибку. Тривиальная поговорка «на ошибках учатся» открывает нам способ научить ребёнка ошибаться так, чтобы самооценка от этого не страдала, не падал интерес к учёбе и чтобы неудовлетворительная отметка в дневнике не приводила к истерикам или страху перед школой. Сформируйте у своего сына или дочери следующие установки:
·         чтобы дело вышло хорошо, надо потренироваться;
·         если не получилось в первый раз, попробуем снова;
·         оценка – за конкретное дело, а сам ребёнок хорош и умён и в случае неудачи.
Для формировании этих установок особенно подходят настольные игры: шашки, шахматы, домино, лото и другие. Поможет вашему ребёнку и наблюдение за тем, как вы, взрослые, тоже иногда проигрываете и как переживаете неудачи.
Недостаточная активность
Вопрос положительной самооценки, уверенности в своих силах очень тесно переплетается с вопросом активности, инициативы ребёнка, умения и желания высказывать свою точку зрения и отстаивать её. Это, несомненно, важные личностные качества для школьника. Несмотря на то, что в первом классе они ещё не выходят на первый план, закладываются эти качества ещё в дошкольном возрасте.
Предложите своему малышу самому придумать для семьи планы на выходной день, составить меню обеда, украсить комнату ко дню рождения и т.д., и вы увидите, с каким упоением он реализует собственные замыслы. Если инициатива ребёнка поддерживается, если вы даёте малышу поэкспериментировать свободно, из него вырастет активный человек, способный на самостоятельные идеи и действия, а не пассивный исполнитель.
Недостаточно развитые коммуникативные навыки
Эмоциональные переживания ребёнка в первом классе школы часто бывают связаны с включением в новый коллектив, завязыванием новых дружеских контактов, с необходимостью отстаивать своё место в социальной иерархии класса.
Проблем будет меньше, если ребёнок владеет коммуникативными навыками:
·         умеет знакомиться, играть по правилам;
·         может понять по мимике и позе человека его душевное состояние;
·         способен проявить сочувствие, помочь другому в трудной ситуации.
Психологическая готовность к школе предполагает также развитие внимания и памяти, способности к логическому и конструктивному мышлению.
Хочется посоветовать родителям не «натаскивать» детей на выполнение тех или иных заданий, а обратить свои силы и внимание на положительное отношение ребёнка к учёбе и школе, эмоциональное благополучие его в отношениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в первом классе станет для ребёнка открытием огромного мира знаний, в который он бесстрашно входит.
(«Книга для родителей»,
автор-составитель С.В. Шелагина,
заслуженный учитель РФ,
учитель начальных классов,
г. Санкт-Петербург)