Система планирования работы класссного руководителя

Система планирования работы классного руководителя
 
    Основная задача модернизации образования – это углубление включенности ребенка в образовательную и социальную активную деятельность.
    Главная цель лицейского образования (из Концепции развития Сибирского лицея) – изменить содержание образования в соответствии с проблемами, которые стоят перед человеком и обществом в настоящее время, т.е. создать такую систему воспитания и обучения, которая была бы основана не только на ценностях профессии, но и на ценностях культуры.
    Документальное обеспечение воспитательной деятельности (при экспертной оценке деятельности образовательного учреждения в рамках аттестации учреждения) состоит из общелицейского плана работы и планов работы классных руководителей.
Эти планы должны включать в себя мероприятия, которые содействуют адаптации учащихся к жизни в современном обществе и формируют у них такие качества характера как:
1.Гражданственность.
2.Трудолюбие.
3.Уважение к правилам и свободам.
4.Любовь к окружающему миру (природе, Родине, семье и т.д. ..)
5. Формирование здорового образа жизни.
   Все эти ценности выявлены взрослыми людьми с опорой на их жизненный опыт. Но у подростков существуют собственные ценности и для каждого классного коллектива они тоже особенные.
   Для планирования воспитательной работы рекомендовано провести диагностику жизненных ценностей классного коллектива, которая поможет, также, выявить мотивацию к обучению в лицее каждого учащегося.
     После этого можно выстроить систему воспитательной работы в классном коллективе, и включить классные мероприятия в план воспитательной работы всего лицея.
     Такая система работы дисциплинирует детей и освобождает время классного руководителя.
Нужно организовывать внеклассную работу так, чтобы большую часть работы учащиеся выполняли сами. Классный же руководитель должен быть только «идейным» руководителем, т.е. направлять деятельность учащихся в нужном направлении.
     Что касается форм проведения таких мероприятий как классные часы, то они могут быть различны: беседа, лекция, дискуссионный клуб, деловая игра и т.д.
Главная задача, чтобы детям было интересно участвовать самим в этом мероприятии.
Из опыта внедрения в работу классных руководителе уроков общения можно выбрать такие темы как:
1.В начале учебного года.
Цель – отработать навыки общения, сплоченности классного коллектива, диагностика «болевых» точек класса.
2. «Творить добро другим на благо»
Цель – научить детей проявлению доброжелательности, сердечности, внимания друг к другу.
3.В середине учебного года ( после новогодних каникул).
Цель – отработка групповых методов взаимодействия, обучение рефлексии событий и состояний.
4. В конце учебного года.
Цель – повышение учебной мотивации на следующий учебный год, осознание степени удовлетворенности своими успехами, и увеличение личного потенциала.
 Таким образом, классные часы такого уровня проводятся 1 раз в четверть и несут полезную информацию для учащихся.
    Следующий этап работы – это сбор информации о составе классного коллектива, т.е. наличии способностей у учащихся к взаимодействию и участию в общественной работе, т.е. коммуникативно-организаторские способности.
   Результат такой деятельности помогает решить сразу несколько задач воспитательной работы:
1.       Какие ценности нужно сформировать у учащихся за время обучения в лицее.
2.       На кого можно возложить обязанности по организации мероприятий внутри классного коллектива.
3.       Какие формы работы будут наиболее эффективны для каждого конкретного классного коллектива.

Таким образом, система планирования работы классного руководителя будет отвечать и потребностям учащихся и поставленным, перед классным руководителем, задачам воспитательного процесса.