Эдисон Денисов

Эдисон Васильевич Денисов

Выдающийся композитор, автор многих музыкальных произведений и книг по теории музыки Эдисон Васильевич Денисов родился 6 апреля 1929 г. в Томске.

Его отец — Василий Григорьевич (1906-1941) —радиофизик, страстно увлеченный своей специальностью, он стал в 20-е годы одним из зачинателей массового движения радиолюбителей. Василий Денисов изобрел первый в Сибири коротковолновый передатчик, проводил первые опыты по применению радиосвязи в авиации, организовал первую в Западной Сибири широковещательную радиостанцию, разработал аппарат «Магнитон» для музыкальной иллюстрации немых фильмов. Позывные домашней радиостанции Василия Денисова были известны радиолюбителям многих стран.

Мать будущего композитора — Антонина Ивановна Титова (1905 – 1994) — врач. После окончания медицинского факультета Томского университета она занимала различные врачебные должности, долгое время проработала главным врачом туберкулезного диспансера.

Ни мать, ни отец не имели музыкального образования, однако музыка звучала в доме Денисовых часто. Мать, обладая хорошим слухом и красивым голосом, пела, отец неплохо владел фортепиано. Родители хотели отдать сына в музыкальную школу, но он категорически отказался, отозвавшись о музыке как о «девчоночьем занятии».

С 2-летнего возраста он интересовался числами, в 5 лет увлекся химией. Эдик Денисов рано научился читать и постоянно засыпал родителей вопросами относительно прочитанного. В 7 лет мальчик пошел в школу № 8. Учился Эдисон хорошо. С успехом осваивал физику и математику, изучал немецкий язык. Заниматься музыкой Денисов начал неожиданно для себя и для родителей. В общежитии аспирантов филиала университета — СФТИ, где жила семья  Денисовых, он услышал мандолину, на которой иногда играл сосед. Мальчик брал у него первые уроки. Затем учился на кларнете и по самоучителям — на семиструнной гитаре. Стремление к музыке росло, и возникло желание заняться ею серьезнее. Единственной возможностью учебы для шестнадцатилетнего юноши оказались курсы общего музыкального образования (КОМО) в музыкальной школе № 1 г. Томска.

Еще во время учебы в школе Эдисон организовал небольшой ансамбль, в котором сам играл на мандолине. В последний год войны и в первые послевоенные годы этот самодеятельный ансамбль выступал с концертами в госпиталях.

После окончания в 1946 г. общеобразовательной школы № 8 Э. Денисов поступил в Томский государственный университет на физико-математический факультет.

Э. Денисов: «У меня в школе не было прямой тяги ни к физике, ни к математике. Но поскольку отец обладал большой библиотекой и мне всегда нравилось то, чем он занимался, я решил, что мне нужно заниматься этим же. И поучившись некоторое время в университете, я понял, что меня больше интересует математика, а не физика. Я все более стремился к таким наиболее абстрактным областям математики, как математическая логика и топология».

Параллельно с занятиями в университете шла учеба в музыкальном училище в классе специального фортепиано. В период занятий у Денисова впервые проявился интерес к сочинению музыки. Первые опусы, естественно, были подражательными, далекими от будущего стиля композитора. Самые ранние из них – фортепианные прелюдии, писавшиеся с 1947 по 1949 год. В музыкальном училище Эдисон тоже делал большие успехи и завоевал репутацию студента, обладающего незаурядными музыкальными способностями. Денисов решается на смелый шаг: посылает свои сочинения на суд … Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Были написаны Классическая сюита, отдельные романсы на слова Гейне, Митцкевича, Блока, Лермонтова, Есенина. В 1950 г. Э. Денисов с отличием закончил музыкальное училище.

В 1951 году Денисов поступил в Московскую консерваторию; окончив её в 1956 году, остался в ней преподавателем, его произведения становятся известными широкой публике. В России его музыка как «авангардная» не получала признания, а за рубежом Денисова называли «Моцартом XX века».

После окончания аспирантуры в 1959 году Денисов преподавал в Московской консерватории оркестровку, а затем композицию. Среди его учеников — композиторы Дмитрий Смирнов, Елена Фирсова, Александр Вустин, Сергей Павленко, Владимир Тарнопольский, Иван Соколов, Божидар Спасов, Хуан Гутьеррес и др. Все они официально занимались с Денисовым лишь инструментовкой, поскольку вплоть до конца 1980-х годов ему не разрешали открыто вести класс композиции. Позднее официальными учениками-композиторами Денисова стали Юрий Каспаров, Ольга Раева, Антон Сафронов, Александра Филоненко, Вадим Карасиков и др. Множество молодых композиторов, не будучи учениками Денисова, консультировались с ним, среди них — Дмитрий Капырин, Александр Щетинский (Украина), Дмитрий Янов-Яновский.

В 1979 году на VI съезде Союза композиторов СССР в отчётном докладе Первого секретаря Союза Тихона Хренникова музыка Денисова подверглась жёсткой критике, и Денисов попал в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 русских композиторов. До начала горбачёвской перестройки официальные советские инстанции чинили препятствия распространению его музыки.

В 1990 году в Томске состоялись авторские концерты Эдисона Денисова. Это был последний приезд композитора в родной город.

В 1994 году Эдисон Денисов попал в тяжелейшую автокатастрофу в Старой Рузе и был вывезен для лечения во Францию (где его творчество было давно известно и востребовано). Там он прожил последние 2 года жизни, периодически посещая Россию. Он стал почётным гражданином Парижа, был удостоен высшей государственной награды Франции — ордена Почётного легиона.

Умер в Парижской клинике от осложнений ракового заболевания 24 ноября 1996 года. Похоронен в Париже на кладбище Сен-Манде (12-й округ).

 Основные события жизни Эдисона Денисова (1929-1996гг.)

1945 г. — начало занятий музыкой на Курсах общего музыкального образования (КОМО);

1946 г.  — окончание общеобразовательной школы;

1946  г. — поступление в Томский государственный университет на физико-математический факультет;

1946 г.  — поступление в Музыкальное училище;

1948 (июнь) г.  — начало переписки с Д. Д. Шостаковичем;

1950 г. — окончание музыкального училища;

1950 г., лето — первое, неудачное поступление в Московскую консерваторию;

1951 г. — окончание Томского университета, поступление в аспирантуру;

1951 г. — поступление в Московскую консерваторию;

1956 г. — окончание консерватории, вступление в Союз композиторов СССР, поступление в аспирантуру Московской консерватории;

1959 г. — окончание аспирантуры, начало преподавательской деятельности в Московской консерватории;

1963 г., 30 ноября — первое исполнение кантаты «Солнце инков»;

1965 г. — исполнение кантаты «Солнце инков» в Дармштадте и Париже;

1978 г. — исполнение Скрипичного концерта в Милане;

1980 г. — исполнение Реквиема в Гамбурге;

1982 г. — выход книги «Ударные инструменты в современном оркестре»;

1984 г. — постановка балета «Исповедь» в Таллинне;

1986 г. — выход книги «Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники»;

1986 г. — присуждение звания Офицера ордена литературы и искусств Франции;

1986 г. — постановка оперы «Пена дней» в Париже;

1986 г. — исполнение альтового концерта в Берлине;

1988 г. — исполнение симфонии в Париже;

1990 г. — секретарь Союза композиторов, Президент ассоциации современной музыки в Москве;

1990–91 гг. — работа в ИРКАМе (Париж) по приглашению Пьера Булеза.

В 1999 году, 4 марта решением Государственной Думы Томской области Томскому музыкальному училищу присвоено имя «выдающегося композитора современности, выпускника училища Денисова Эдисона Васильевича».

1 октября 2009 года в Томске состоялась церемония открытия мемориальной доски Эдисону Васильевичу Денисову по адресу улица Кузнецова, 30.

Сочинения Эдисона Денисова

  • Пена дней (L’écume des jours). Лирическая драма в 3-х актах и 14-ти картинах по роману Бориса Виана (либретто Э. Денисова). 1981.
  • Четыре девушки (Les quatre filles). Опера в 6-ти картинах по пьесе Пабло Пикассо (либретто Э. Денисова). 1986.
  • Реквием для сопрано, тенора, хора и оркестра на стихи Франциско Танцера и литургические тексты (в 5-ти частях). 1980.
  • История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа” для тенора, баса, хора и оркестра на тексты из Нового Завета и православной литургии. 1992.
  • Солнце инков для сопрано и ансамбля на стихи Габриэлы Мистраль. 1964.