Образовательные стандарты

Научно-методическое сопровождение

Аннотированный список источников

по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)

 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

Книга содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся. Своеобразный методический конструктор внеурочной деятельности включает виды, формы и уровни результатов деятельности учащихся.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Пособие посвящено одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формированию универсальных учебных действий.

В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов. Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

Выпуск издания осуществлен в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения».

 Новые подходы к литературному образованию младших школьников как путь реализации стандартов второго поколения (Из портфеля главного редактора) // № 3. 2010. С. 3 – 9.

В статье представлены концептуальные подходы к построению курса литературного чтения в начальной школе в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.

 Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.); под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.

 Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

В пособии описываются планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам начальной школы, планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ – программы формирования универсальных учебных действий и программы по работе с информацией; даются примеры заданий для итоговой оценки достижений планируемых результатов.

 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

В сборник вошли примерные программы, созданные в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности. Каждая программа включает учебно-тематический план, содержание курса (с раскрытием тем курса), список рекомендуемой литературы.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 

Пособие содержит материалы о новой форме учебной деятельности в начальной школе. Авторы представляют разработки и методику решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе. Освоение творческих задач подготовит младших школьников к проектной деятельности в старших классах.

 Стандарты второго поколения: отвечаем на вопросы оппонентов (Из портфеля главного редактора) // Начальное образование. № 2. 2009. С. 3 – 9.

В статье комментируются положения образовательных стандартов второго поколения, обеспечивающих соответствие отечественной системы начального школьного образования запросам современного общества.

 Стандарты второго поколения: разговор продолжается (Из портфеля главного редактора) // Начальное образование. № 3. 2009. С. 4 – 7.

В статье раскрывается сущность нового поколения школьных образовательных стандартов и порядок их введения.

Список литературы по теме «Реализации ФГОС второго поколения»

 

ФГОС НОО

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-noo.doc
  2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/prikaz_373.doc
  3. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/prikaz_1241.doc
  4. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/prikaz_2357.pdf

ФГОС ООО

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-ooo.doc
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/prikaz_1897.doc
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
  4. Фундаментальное ядро общего образования

ФГОС С(П)ОО

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-spoo.doc
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/pr413.pdf
НОО ОВЗ

Приказ МО РФ об утверждении ФГОС НОО ОВЗ

Положение о психолого-медико педагогическом консилиуме

Положение об адаптированной рабочей программе (для домашнего обучения)

Приказ МО РФ об утверждении ФГОС НОО ОВЗ

Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

Положение о текущем контроле и системе оценивания учащихся с ОВЗ

Положение об инклюзивном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Образец заявления для родителей 

Информационный буклет родителям

Информационные ресурсы, связанные с введением и реализацией ФГОС НОО ОВЗ:

  1. Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена  http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
  2. Московский государственный психолого-педагогический университет Институт проблем инклюзивного образования: http://www.inclusive-edu.ru/life_news/28/60
  3. Официальный сайт ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
Родителям о ФГОС

Уважаемые родители!

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, не является исключением и лицей  №8, переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Родителям о ФГОС  НОО   

Как будут учиться наши дети?  

Советы врача  

Советы логопеда  (Услуги логопедов и дефектологов в Томске)

Советы родителям по формированию универсальных учебных действий у младших школьников

 С 1 сентября 2015 года наш лицей в штатном режиме переходит на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

С 1 сентября 2015 года на новые образовательные стандарты переходят все образовательные учреждения России.

Что такое Федеральный государственный стандарт основного общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 “Закона об образовании” и представляют собой “совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию”. С официальным приказом о введении в действие ФГОС ООО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России.

ФГОС основного общего образования – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Стандарт – это основа объективной оценки уровня образования обучающихся на 2 ступени.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы и устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы.

В соответствии со Стандартом на ступени основного общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся,
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности,
  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей,
  • укрепление физического и духовного здоровья детей.

 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям многонационального российского общества,
  • определение путей и способов достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся,
  • развитие универсальных учебных действий у обучающихся,
  • учёт индивидуальных качеств, возрастных и психологических особенностей детей,
  • обеспечение преемственности всех ступеней образования,
  • разнообразие видов и форм деятельности, обеспечивающих творческий рост ребёнка,
  • гарантированность достижения планируемых результатов обучения.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ООО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают “общеучебные умения”, “общие способы деятельности”, “надпредметные действия” и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы основного общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе основной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма “Формирование ИКТ компетентности обучающихся”.

Реализация программы формирования УУД в основной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах “выпускник научится…”, что является группой обязательных требований, и “выпускник получит возможность научиться …”, не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием информационно-коммуникационных технологий?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение биологии, физики предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации образовательного процесса.