Структура и органы управления образовательной организацией

! Структурные подразделения отсутствуют

В основу модели управления школы положены Закон РФ “Об образовании”, Устав школы, нормативно-правовая база школы, учредительный договор и действующие локальные акты педагогического совета и органов общественного самоуправления школы, на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Организационная структура управления школы отражает сочетание административного и общественного управления.

Непосредственно управление и руководство школой осуществляет директор, главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления.

Основными формами управления в лицее являются:

– Общее собрание трудового коллектива школы
– Педагогический совет
– Общешкольный родительский комитет
–  Управляющий совет
– Совет детской организации “Импульс”

struktyra

Согласования между образовательной моделью в лицее и структурой ее управления – условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления лицея положены Закон РФ “Об образовании”, Устав лицея, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов общественного самоуправления лицея. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой – модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя лицея, но и сами обучающиеся.

Децентрализация системы управления лицеем способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления лицея функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:

· полный охват направлений работы;

· координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;

· адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;

· использование в управлении лицеем современных информационных технологий;

· оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:

Первый уровень – директор (Чолокоглы Алина Олеговна) – главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Управляющий совет лицея, педагогический совет, органы самоуправления учащихся. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.

Второй уровень – заместители директора образовательного учреждения, органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации.

Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли:

· учебно-воспитательная работа (заместители директора по УВР: Сибова Надежда Григорьевна, Батракова Ксения Андреевна, (начальная школа) Хохлова Ольга Дмитриевна)

· внеурочная-внеклассная работа (заместитель директора по ВР: Антонова Екатерина Евгеньевна),

· научно-методическая работа (заместитель директора по НМР: Бурцева Елена Валерьевна),

· хозяйственная деятельность (заместитель директора по АХЧ: Бугарский Тарас Григорьевич).

Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.

Его главная функция – согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

Третий уровень – методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.

1. Методическое объединение учителей начальной школы, руководитель МО Лайкина Анна Николаевна

2. Методическое объединение учителей математики, руководитель МО Сосновская Наталья Петровна

3. Методическое объединение учителей русского языка и литературы, руководитель МО Луканина Марина Юрьевна

4. Методическое объединение учителей естественно-научного цикла, руководитель МО Лоскутникова Татьяна Михайловна

5. Методическое объединение учителей иностранного языка, руководитель МО Ивунина Татьяна Аркадьевна

6. Методическое объединение учителей истории, руководитель МО Колесникова Зоя Григорьевна

7. Методическое объединение учителей географии, руководитель МО Плеханова Тамара Борисовна

8. Методическое объединение учителей технологии и ИЗО, руководитель МО Бородина Елена Викторовна

9. Методическое объединение учителей физкультуры и ОБЖ, руководитель МО Мальцева Надежда Валентиновна

Четвертый уровень – учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

В структурных связях принципиальным является единство управления – соуправления – самоуправления. Вертикальные связи в уровнях управления отражают формулу “власть – подчинение”.

В лицее разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого.

Такая работа по организации грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника лицея во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе – основной критерий оценки эффективности системы управления.

Другие критерии оценки эффективности управленческой модели предполагают учет:

1. динамики квалификационного уровня педагогов;

2. эффективности внедрения методов дифференциации и индивидуализации в педагогический процесс, его гуманизация и гуманитаризация;

3. информационного обеспечения, компьютеризации образовательного учреждения;

4. уровня развития органов соуправления и самоуправления;

5. уровня согласованности действий между структурными подразделениями лицея для достижения конечной цели – подготовки выпускника к деятельности в реальных условиях жизни нашего общества.

Промежуточная оценка эффективности спроектированной структуры управления основывается на результаты промежуточной аттестации обучающихся, изучение воспитанности, а также по результатам, достигнутым учащимися на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т.п.

В основе принятия управленческих решений лежат результаты ВШК, в системе которого выделяются два направления:

Учебно-воспитательный процесс:

· контроль за выполнением программы всеобуча;

· контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования;

· контроль за реализацией права учащихся на получение образования;

· контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся;

· контроль качества знаний, умений и навыков учащихся;

· контроль за внеклассной работой по предметам;

· контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.

Педагогические кадры:

· контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;

· контроль за работой методических объединений;

· контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;

· контроль за самообразованием учителей;

· контроль за состоянием методической работы;

· контроль за повышением квалификации учителей.

Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть, прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.

Лицей уже несколько лет работает в режиме развития, поэтому организационная структура управления лицеем строится по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Наличие элементов матричной структуры отражает субъекты управления, которые создаются временно для решения той или иной инновационной задачи и распускаются после ее решения. Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней в вертикальной иерархии. Исходя из анализа схемы управления лицеем, можно выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.

Уровень администрации – уровень директора и его заместителей.

Здесь происходят самые существенные изменения организационной структуры в лицее. Наряду с традиционными субъектами: собрание трудового коллектива, педагогический совет, общешкольный родительский комитет, совет учеников, формируется новый общественный полюс управления в лице Управляющий совет лицея.

В структуре администрации лицея появляются новые фигуры – психолог, социальный работник и др. с непривычными для прежней школы функциями (диагностика обученности, обучаемости, учебных возможностей школьников и обучающихся возможностей учителей, выбор оптимальной для конкретного ученика программы и технологии обучения, учителя, той или иной системы организации учебно-воспитательного процесса, условий обучения и многое другое).

Уровень учителей – уровень учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей и т.п. На рассматриваемом уровне предполагается создание новых организационных структур: временных творческих лабораторий и научно-исследовательских групп и коллективов, методических советов, проблемных семинаров и др.

Уровень обучающихся. Здесь обучающиеся создают свои структуры: органы управления, советы, комитеты, комиссии, секции, клубы и объединения.

Могут создаваться структуры, куда входят педагоги и обучающиеся.

Теоретическое и аналитико-коррекционное обеспечение развития лицея составляет функцию педагогического совета школы, методическое и информационное обеспечение осуществляет методический совет школы, методические объединения учителей-предметников. Функция организационного материального обеспечения возлагается на школьный совет, в обязанности которого входит мобилизация всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей) на реализацию образовательной программы и развитие лицея.

Особое место в организационно-педагогической деятельности директора занимают так называемые совещания при директоре, которые могут иметь форму планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания с приглашением руководителей общественных организаций и отдельных членов лицейского коллектива.

Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа вырабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педколлектива и управленческого аппарата.

Управление образовательным процессом осуществляется через систему внутришкольного контроля, систему мониторинга за качеством преподавания и уровнем обученности учащихся, состоянием их здоровья, уровнем воспитанности и развитием познавательной деятельности учащихся. Полученные результаты мониторингов и контроля позволяют принять правильное управленческое решение по регулированию и коррекции образовательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической основе с использованием технологических карт, схем анализа уроков и результатов деятельности учащихся, информационных технологий, анкетирования и обобщения полученных результатов. Функцию контроля выполняет либо учитель, либо председатель мо, либо администрация, либо сам ученик. Рефлексивный подход в управлении образовательным процессом позволяет повысить его качество и результативность.

Воспитательные задачи учителя, обеспечивающие эффективное управление образовательным процессом, является знание ученика, его способностей, интересов, психологических и физиологических особенностей.

В лицее развивается ученическое самоуправление. Структура лицейского управления строится на 3-х уровнях: на первом – базисном – ученическое самоуправление в классном коллективе, на втором – школьная, ученическая, на третьем – общешкольное самоуправление в коллективе лицея.

В лицее организован и успешно работает орган самоуправления «Импульс». Цель работы ученического органа самоуправления – организовать в условиях современного ОУ разнообразную деятельность детей и подростков, коллективные творческие дела.

Результативность деятельности «Импульс»: результатом работы является создание в школе системы, способствующей социализации личности, приобретение детьми общественного, социального опыта, коммуникативной культуры.

Непременным условием развития лицея является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. В лицее работает выборный родительский комитет, решающий вопросы создания благоприятных условий образования и воспитания школьников, а в каждом классе – классный родительский комитет. Организуя воспитательное взаимодействие с семьей, педагогический коллектив решает задачи:

· создание в лицее комфортных условий для развития личности каждого ребенка;

· достижения нравственно-педагогического и духовного единства родителей;

· формирование отношений сотрудничества, взаимного уважения и доверия.